Консультации

Характеристика речевой деятельности детей 2-го года жизни
В 12-14 месяцев у детей появляются первые слова, возникающие из лепета: «мама», «баба», «папа», «няня», «ляля» и т.д. В течение второго года, если с ребенком разговаривают, с каждым днем расширяется его активная речь, он все больше и больше произносит слов. Исследования показывают, что при благоприятных условиях развития и воспитания к двум годам в речи ребенка может быть до 250 - 300 слов.
Бывают случаи, когда дети начинают говорить (произносить первые слова) не в 14 месяцев, а значительно позднее - к двум и даже к трем годам. Такое отставание может быть вызвано разными причинами. Возможно, уделяется мало внимания в плане общения с ребенком или взрослые пытаются предвосхитить любой запрос малыша и ему не нужно стремиться выражать их словами. Среди причин могут быть и медицинские показания, желательно обратиться к специалистам (психологу, врачу - логопеду).

Характеристика речевой деятельности детей 3-го года жизни
За год, от двух до трех лет, значительно и быстрыми темпами развивается словарь детей, и при хороших условиях число слов, которыми владеет ребенок этого возраста, достигает тысячи. Такой большой запас слов позволяет ребенку активно пользоваться речью.
К трем годам дети учатся говорить фразами, предложениями. Они уже могут выражать словами свои желания, передавать свои мысли и чувства.
Овладение речью дается маленькому ребенку нелегко: он еще и недостаточно ясно воспринимает речь взрослых и недостаточно хорошо владеет своим речевым аппаратом. Нельзя мешать правильному развитию речи ребенка, подражая ему в неправильном произношении слов. Чтобы речь ребенка развивалась нормально, взрослым необходимо произносить слова нормально, правильно. Ребенок, перенимая хорошую речь, скоро овладеет хорошим, правильным произношением.

В норме к  концу третьего года жизни ребенок должен уметь:
- произносить большинство звуков родного языка, кроме шипящих, [Р] и [Л];
- различать и называть игрушки, мебель, посуду, продукты, некоторые их свойства;
- группировать предметы по форме, цвету, величине;
- узнавать и различать по внешнему виду, вкусу некоторые овощи и фрукты, различать и называть животных, части их тела.

Также в этом возрасте ребенок  умеет согласовывать существительные и местоимения с глаголами, составляет фразы из трех - четырех слов. Кроме того, к 4 годам ребенок уже умеет сопоставлять увиденное им на прогулке с коротким (два – четыре предложения) речевым описанием показанной ему картинки.

Артикуляционная гимнастика

Когда люди делают гимнастику для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У взрослого человека артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 3-5минут и несколько раз в день. Это поможет ему в будущем правильно и четко говорить и избежать логопедических проблем.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. 

Как проводить артикуляционную гимнастику .
  • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день по 3-5 минут.
  • Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.
  • Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  • Для занятий лучше использовать зеркало небольшого размера,чтобы ребенок видел,что происходит с его лицом и речевыми органами.
  • Начинать гимнастику нужно с упражнений для губ.
  • Артикуляционную гимнастику выполняется только сидя,не стоя ни лежа а только сидя,чтобы все другие мышцы ребенка были расслаблены,кроме прямой спины.
  • Упражнения выполняются в таком порядке-от простых к сложным.
  • Чтобы ребенку нравилось,что он делает-поиграйте с ним в игру,типа "сейчас будем показывать как слоник хобот вытягивает","как белочка улыбается" и т.д.
  • Если у ребенка не получается сразу упражнения-не беда,проделайте вместе с ним упражнения и скажите,что у Вас тоже не получается, но мы потренируемся и все получится.
  • Это придаст ему уверенности в своих силах и снимет беспокойство за результат.
  • Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 2—3

Учимся читать
Буква и звук – не одно и то же. Звуки мы произносим и слышим, а буквы – пишем и читаем (видим). Буква – это знак, письменное изображение звука. Название буквы не всегда соответствует звуку, который эта буква обозначает. Например, буква «жэ» обозначает звук «ж», а буква «ша» обозначает звук «ш». Звуки бывают гласные (а, о, у, ы, и, э) и согласные (п, р, с и др.) Часто одна буква обозначает два звука: например, в слове был буква «бэ» обозначает звук (б), а в слове бил, та же буква обозначает другой звук – (бь). Дело в том, что отдельно взятая буква чаще всего не может быть прочитана. Для того чтобы правильно ее прочитать, мы должны знать, какая буква написана дальше. Так, в слогах ма и ми буква «эм» читается по-разному (в первом случае – (м), во втором – (мь)).Объясняется это тем, что во втором слоге после буквы м пишется буква и, а она обозначает мягкость предшествующих согласных (например: ти, си, ки, ри) Кроме буквы и, мягкость предшествующих согласных обозначает буква ь (мягкий знак). Нужно помнить, что ь не обозначает отдельного звука (поэтому в слове гусь выделим три звука (г), (у), (сь). Отдельно остановимся на особенностях йотированных букв. Таких букв в русском алфавите четыре – е, я, е, ю. Если йотированные буквы стоят после согласных, они обозначают один звук и , кроме того, мягкость предшествующих согласных (в словах нес, пел, ряд и др.) . В начале слова и после гласной йотированная буква обозначает два звука (буква е – звуки (й),(э); буква я – (й), (а); буква е – (й), (о), буква ю – (й), (у). Пример, слово енот выделим пять звуков (й, э, н, о, т), хотя букв в этом слове четыре.

Таким образом, нужно помнить: чтобы прочитать какую-либо букву, ребенок должен увидеть и вспомнить, как читается следующая буква.

Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок с самого начала обучения ориентировался на так называемый открытый слог (согласная+гласная – ма, ти, ре и т. д.) как на единицу чтения. Это значит, что он не должен называть отдельно буквы в слогах, а должен вспомнить, какой звук обозначает первая буква, затем – какой звук обозначает вторая буква, и читать слог сразу, не делая остановок между звуками. Чаще напоминайте ребенку: «Смотри на первую букву, потом на вторую, читай сразу слог».

Комментариев нет:

Отправить комментарий