Советы родителям

Заповеди для родителей.
  • Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо: что посеешь. То и взойдет.
  • Не унижайте ребенка.
  • Не мучайте себя, если не можете чего-либо сделать для своего ребенка, мучайтесь, если можете, но не делаете.
  • Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все!
  • Умейте любить чужого ребенка и никогда не делайте чужому того, чего не хотели бы, чтобы другие сделали твоему.
  • Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок – это праздник, который всегда с тобой.

Когда обращаться к логопеду?

Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач.
2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка появляется гуление и лепет. Молчание ребенка должно вызывать тревогу у родителей.
9-10 месяцев. Формируется понимание речи взрослых и первые слова. Но в этом возрасте ребенок реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию.
11-12 месяцев. Появляется реакция на сами слова, уже вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации.
1-1.5 года. Развивается ситуационная речь ребенка. Одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки. Ребенок часто путает звуки, искажает их.
1.5-2 года. Период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Слова носят уже обобщенный, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы.
2-3 года. Формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3-м годам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов). Если к 2.5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду.
В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае.
В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии. Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно.
К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи!
Речь человека развивается всю его жизнь, поэтому помочь логопед может и взрослым.
Какие нарушения речи исправляет логопед
  • Нарушения фонетической стороны устной речи.
  • Нарушения лексико-грамматической стороны устной речи.
  • Нарушения мелодико-интонационной стороны устной речи.
  • Нарушения темпо-ритмической стороны устной речи.
  • Нарушения чтения.
  • Нарушения письма.
Наряду с клинико-педагогической классификацией речевых расстройств (выше) в логопедии используется психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. Она строится на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы и функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности, устной и письменной. Нарушения речи в этой классификации подразделяются на две группы. Первая группа — нарушение средств общения: фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) и общее недоразвитие речи (ОНР). Вторая группа — нарушения в применении средств общения: заикание.

Правильное дыхание – правильная речь
Как известно, произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи. Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию – энергетической основе нашей речи. Особое значение дыхание имеет для детей с речевыми нарушениями. Работу над коротким вдохом и длительным речевым выдохом начинаем с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания:
Вдох и выдох носом.
Вдох носом – выдох ртом (если выдох совершается через рот и нос одновременно, нужно зажать нос пальцами).
Вдох ртом – выдох носом.
Вдох и выдох ртом.
Упражнение «Хомячок» - пошмыгать носом, рот закрыт.
Упражнение «Собачке жарко» - частые вдохи-выдохи ртом.
При выполнении этих упражнений необходимо контролировать ладонью движения стенки живота.
Воспитанию активного выдоха способствуют следующие упражнения:
Надувать резиновые игрушки и шарики.
Играть на губных инструментах.
Пускать мыльные пузыри.
Упражнение «Лодочка» - дуть на лодочку из пенопласта.
Упражнение «Футбол» - дуть через соломинку на горошину, приводя ее в движение.
Упражнение «Буря в стакане» - через соломинку дуть в стакан с водой.
При выполнении этих упражнений необходимо следить, чтобы выдох был полным, то есть не прерывался для небольшого вдоха.
Для развития углубленного вдоха детям предлагается:
«Понюхать цветок»
Узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами
Во время этих упражнений необходимо следить, чтобы голова была приподнята, шея выпрямлена, плечи не поднимались
Следующие упражнения не только развивают направленную воздушную струю, но и укрепляют мышцы языка, что очень важно при постановке звуков.
Упражнение «Фокус» - сдувать ватку с носа. Язык в форме чашечки, дуть вверх, сдувая ватку с носа.
Упражнение «Загнать мяч в ворота»:
- Плавный выдох через губы трубочкой
- Плавный выдох, держа губы в улыбке
- Плавный выдох, удерживая язык лопаточкой
- Выдох толчками, удерживая язык лопаточкой
Очень важное упражнение для развития диафрагмального дыхания. Инструкция: представьте, что живот – это воздушный шарик. Заполняем его воздухом через нос, живот выпячивается. Выпускаем воздух медленно и долго через нос, живот втягиваем.
При выполнении этого упражнения левая рука лежит на животе, правая – на груди. Живот надувается, а грудная клетка и плечи не поднимаются.
Диафрагмальное дыхание, то есть дыхание животом, - самое правильное и самое полезное. Попробуйте подышать с ребенком дома, лежа на спине – для лучшего расслабления. На живот можно положить игрушку лодочку из бумаги и наблюдать, как она качается по «волнам». Упражняясь 5-10 минут с перерывами по 1 минуте каждый день, вы заметите, что ребенок быстрее засыпает, становится спокойнее. Такое дыхание учит человека расслабляться, быстро восстанавливать свои силы. Оно полезно не только детям с нарушениями речи, но и взрослым людям, испытывающим физические нагрузки, стресс, напряжение, часто болеют простудными заболеваниями.

Родителям в помощь
Тема: Овощи
Щи-талочка.
(Пальчиковая гимнастика)
Чищу овощи для щей, Хлопаем в ладоши.
Сколько нужно овощей? Разводим руки в стороны.
Три картошки, Загибаем три пальца на левой руке.
Две морковки, Загибаем два пальца левой руки.
Луку полторы головки, Загибаем три пальца на правой руке.
Да петрушки корешок, Загибаем один палец на правой руке.
Да капустный кочешок. Загибаем один палец на правой руке.
Потеснись-ка ты, капуста, Ладошками отодвигаем капусту в сторону.
От тебя в кастрюле густо!
Раз! Выставляем большие пальцы.
Два! Выставляем указательные пальцы.
Три! Выставляем средние пальцы.
Огонь зажжен. Хлопаем в ладоши.
Кочерыжка, Правой рукой показываем в центр.
Выйди вон! Правой рукой показываем на дверь.

Упражнение «Наша грядка»
Развитие слухового внимания, элементарных математических представлений.
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп,
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат -
Наша грядка просто клад.
  
Шесть овощей на нашей грядке
Перечисли по порядку.
Если слушал ты внимательно,
Назовешь их обязательно.
В. Волина
(Попросить ребенка перечислить по порядку название овощей.)

Загадки
Поздним летом в огород
Собирается народ.
Зрел все лето урожай!
Что собрали? Отгадай!
Здесь весною было пусто.
Летом выросла... (капуста!).

Солнышко светило, чтоб
Ярче зеленел... (укроп!).

Собираем мы в лукошко
Очень крупную... (картошку!)

От дождя земля намокла -
Вылезай, толстушка... (свекла!).

Из земли — за чуб плутовку!
Тянем сочную... (морковку!).

Надо поклониться низко,
Чтобы вытащить... (редиску!).

Помогает деду внук -
Собирает с грядок... (лук!).

Просит дедушка Федюшку:
Собери еще... (петрушку!)

Вот зеленый толстячок -
Крупный, гладкий... (кабачок!)

И красавец-великан
 Темно-синий... (баклажан!)

Учимся, играя.
Цель игры: 1)развитие мелкой моторики;
                     2)развитие фонематического анализа и синтеза.

Уважаемые родители! Предлагаю вам сделать игру для вашего ребенка.
 Что для этого необходимо: глубокая миска или пластмассовое ведерко.
Наполнители: фасоль разноцветная, декоративные непрозрачные камешки, горох, игрушки из киндер-сюрпризов, или маленькие игрушки (например, животные, машинки)
Насыпаем в нашу тару любой из наполнителей или несколько сразу, чтобы тара заполнилась на 3/4. Прячем в наполнитель игрушки из киндера.
Как играть: ребенок опускает руку в миску и достает одну из игрушек. Мама задает ему вопросы:
 Мама: Что это?                                                                 
 Ребенок:  Это слон.
М: Где в слове стоит звук  Л?
Р: Звук Л стоит в середине слова.
М: А какой первый звук ты слышишь?
Р: Звук  С.
М: А какой последний?
Р: Звук Н.
М:  Назови звуки по порядку.