Готовность ребенка к школе

Что такое "готовность к школе"


В понятии «готовность к обучению в школе» выделяют три взаимосвязанных компонента:
1.    Физиологическая готовность к школе – оценкой этого компонента занимаются медики, которые осуществляют проверку по трем основным критериям: физиологическое развитие – длина тела (рост стоя и сидя), масса тела и окружность грудной клетки; биологический возраст – количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций тела соответственно возрасту; комплексная оценка состояния здоровья – дети подразделяются на пять «групп здоровья».
Внимание!  В марте – апреле в дошкольном учреждении проводится обязательная оценка физиологической готовности детей к обучению в школе, заключение по результатам обследования записывается в медицинской карте ребенка для дальнейшего представления в школу.
2.    Социально – психологическая или личностная готовность к обучению в школе – подразумевает готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, которые обуславливает сама ситуация обучения в школе. В момент поступления в школу ребенок попадает в новые социальные условия и постепенно начинает занимать новую общественную роль «Я – ученик». Смена обстановки, ведущего вида деятельности (с игры на учение), смена социальной роли может привести к переживанию ребенком «Кризиса 7-ми лет».
Как проявляется «Кризис 7-ми лет»: дети, как правило, становятся трудновоспитуемыми; мы, как будто, мы не узнаем наших «послушных» малышей; в поведении ребенка проявляется много негативизма, упрямства, строптивости, своеволия, ревности, грубости по отношению к взрослым; или совсем наоборот, дети, которые в детском саду считались задирами, болтушками или драчунами в период кризиса могут стать тихими и незаметными.
Но самое главное, что в этот период возрастает стремление ребенка к новой социальной роли («Я – ученик») и социально значимой деятельности (учению). Задача взрослых: помочь ребенку сгладить протекание кризиса, а также успешно овладеть новой социальной ролью и новым видом деятельности.
Как помочь ребенку преодолеть кризис 7-ми лет: помните, что кризисы – это явления временные, они проходят, их просто нужно пережить. Вспомните себя, когда у вас ничего не получается, все валится из рук и вам не хочется, чтобы в эти моменты близкие вас ругали или в чем-то обвиняли. Ребенок – такой же человек, только маленький! Не спешите ругать его, или указывать на ошибки и неудачи, постарайтесь спокойно выяснить причину, помогите ребенку отдохнуть от произошедшей неудачи. Можно вместе пойти погулять или поиграть во что-нибудь, можно притвориться сказочным героем, который пришел на помощь; а может просто, приласкать и взбодрить ребенка.
Не предъявляйте требования, несоответствующие желаниям и возможностям ребенка. Подумайте над тем, все ли запреты обоснованы, и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности. Внимательно относитесь к мнениям и суждениям ребенка, постарайтесь его понять. Помните, тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий. Оптимизм и юмор в общении с детьми всегда помогает.
Внимание!  Социально-психологическую или личностную готовность вы можете пронаблюдать самостоятельно или с помощью психолога.
3.    Психологическая готовность к школьному обучению – данный вид готовности представляет собой сложное образование и охватывает все стороны психики ребенка, в частности, он подразумевает готовность к усвоению учебного материала.
В качестве базовых составляющих психологической готовности к началу обучения в школе можно выделить следующие: уровень развития психических процессов (мышления, внимания, воображения, восприятия, памяти),уровень развития мелкой моторики руки (в том числе и графические навыки), уровень развития связной речи, эмоционально – волевую готовность (умение контролировать свои действия, следуя инструкциям взрослого, восприимчивость к помощи взрослого в процессе обучения и т.п.).
Важно знать и помнить, что окончательно психологическая готовность ребенка к обучению школе развивается в процессе самого обучения.
Внимание!  В периоды с октября по ноябрь и с марта по апрель психолог диагностирует детей на психологическую готовность к школьному обучению. По результатам, полученным в начале года психолог составляет индивидуальные и групповые коррекционно – развивающие занятия по подготовке детей к школе и проводит их в течение года.
Как и когда начинать готовить ребенка к школе?
Когда начинать готовить ребенка к школе?   
Это зависит от каждого ребенка индивидуально. Если вы видите, что у вашего ребенка высокий познавательный интерес (то есть любит рассматривать книги, пытается сам научиться читать, задает много вопросов «почему?», пытается скопировать написанное и т.п.), то готовить к школе можно начинать и с 5-ти лет. Но желание должно исходить от самого ребенка.
Никогда не заставляйте сделать то или иное упражнение и не говорите фразы, типа: «Если сделаешь то-то, пойдешь гулять, не сделаешь – не пойдешь» или «А вот Саша уже умеет читать, а ты…».                                 
Каждое задание для ребенка, которое вы выполняете вместе должно превратиться в игру, тогда вы добьетесь превосходных результатов.
Уважаемые родители!
Если у Вас возникли вопросы по этой теме, обращайтесь к педагогу-психологу, он обязательно ответит на все интересующие Вас вопросы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий